Бумага для пастели
29 августа, 2016
На чем я рисую?
Для сухой пастели подходит не всякая бумага. Важно чтобы поверхность, на которой вы собираетесь рисовать, имела небольшую фактуру для лучшего сцепления сухих частиц с основой. Если бумага очень гладкая или глянцевая, то она совсем не подходит.
Сухую пастель обычно растирают пальцами прямо по бумаге, иногда можно использовать специальные кисти для пастели для растушевок и картонные палочки для мелких деталей. На хорошей бумаге работать приятно и легко.
Сегодня я расскажу о своих любимых бумагах фирмы Canson и о том, как я предпочитаю использовать разные типы этих бумаг.
Начну с бумаги, на которой я рисую почти все пастельные картины без примеси других материалов — Mi-Teintes®.
Бумага с сотообразной фактурой, содержание хлопка — более 50%, плотность — 160 г/м2, содержит желатин, который ограничивает поглощение пигментов. Правильный состав очень важен и для сохранения от выгорания самого цвета бумаги, который иногда виден в работе, и для сцепления пастели с поверхностью.
У этой бумаги много оттенков на любой вкус. Продается она в листах А-4, 50х65 и 75х110 и еще в разноцветных склейках А-3 формата.
Обычно я покупаю большие листы и режу их под те размеры, которые мне нужны, а маленькие листы получаются сами собой. В путешествия я беру с собой разноцветные склейки.
Я предпочитаю рисовать на всех оттенках серого цвета. Когда бумага среднего, нейтрального тона, то на ней удобно начинать рисовать и светлыми и темными мелками одновременно.
Работа выполнена на бумаге Mi-Teintes®
Но в живописи бывают разные задачи и иногда может понадобиться, например, красная бумага или ярко синяя. Пастелью можно работать плотными растушевками, в таком случае цвета бумаги почти не видно, а можно способом наложения с лёгкими растушевками, и тогда цвет бумаги будет играть большую роль, например, можно использовать ее, как дополнительный цвет к основной гамме работы.
В общем, берите разную по цвету бумагу и экспериментируйте!
Второй вид бумаги — Mi-Teintes® Touch — бумага с абразивным покрытием, имитирующим наждачную бумагу.
Mi-Teintes® Touch в листах 50х70
Фрагмент работы на Mi-Teintes® Touch
Она бывает в двух видах: плотные листы 50х70см, 355 г/м² и музейный картон Conservation с поверхностью Mi-Teintes® Touch – толщина 1,9мм, 50х70см. Оба варианта отлично подходят и для работы только пастелью, и для смешанных техник.
Есть еще два вида склеек из 12 листов в 6 цветах – А3 и 24х32см. Эти форматы я беру с собой на этюды и в поездки.
Работа выполнена на листе из склейки Mi-Teintes® Touch 24х34
Очень люблю эту бумагу за то, что на ней оттенки пастельных мелков приобретают удивительную живость и пастозность. Технически рисунок на такой бумаге выполняется немного по-другому — бумага не позволяет сделать широких экспрессивных растушевок и на ней лучше работать наложениями с небольшими локальными растушевками.
Ощущение цвета возникает удивительное.
Работа выполнена на картоне Mi-Teintes® Touch 50х70
Третий тип бумаг, которые я использую — это картон.
Этот вид вы не найдете обычно в разделе бумаги для пастели, но можете найти в разделе картон для паспарту.
Картон для паспарту с покрытием Mi-Teintes
По сути это та же бумага Mi-Teintes с сотообразной структурой, только нанесенная на плотный картон в 1,5 мм. толщиной. Это очень здорово, потому что лист не деформируется от влажности, на нем можно рисовать классически — только сухой пастелью или использовать смешанную технику, а также его можно брать с собой на пленэр без дополнительного планшета.
Ну и, конечно, еще один большой плюс — это формат картона — 80х120 и 100х150 — мои любимые размеры, с ними может соперничать только бумага в рулонах.
Я часто работаю на картоне используя гуашевый подмалевок под основным пастельным рисунком. Иногда специально готовлю картон, покрывая его пастельным грунтом.
Работа выполнена на загрунтованном картоне 100х145
В Москве почти все бумаги фирмы Canson есть в магазинах «Передвижник», «Красный Карандаш» и «Арт-квартал».
В «Передвижнике» можно найти обычные листы Mi-Teintes® и картон для паспарту с покрытием Mi-Teintes® и в скором времени будет Mi-Teintes® Touch с абразивным покрытием в листах и склейках. В Красном карандаше есть обычные листы Mi-Teintes® и картон с абразивным покрытием Mi-Teintes® Touch. В Арт- Квартале можно купить обычные листы Mi-Teintes®.
Удачи в творческих экспериментах!
Благодарю! Удивительно, но так вовремя пришла информация.
Очень рада, что пригодилось!
Спасибо большое за статью! А каким пастельным грунтом пользуетесь?
Елена, добрый день! Пастельный грунт Schmincke в 2-3 слоя.
Ольга, благодарю! Разбавляете ли грунт акрилом или наносите в чистом виде?
Разбавляю грунт водой 1:10, чтобы был немного пожиже и наношу валиком или кистью.
Спасибо за полезную информацию!
Спасибо, что делитесь своим опытом, потому что художнику-любителю без всякого образования и тем более поздно начавшему рисовать, жизни не хватит, чтобы самому наработать опыт. Я слышала, что есть такая смешанная техника, но как и на чём практически её осуществить — не знала. Спасибо ещё раз за полезную информацию. Попробую!
Пожалуйста! Удачных вам экспериментов!
Ольга, а Вы пробовали использовать строительную наждачку? Для нее и фиксатив не нужен.
Да, Катя, конечно пробовала, особенно в студенческие годы и когда не было такого ассортимента специальной бумаги для пастели. Но сейчас я предпочитаю пользоваться специализированными бумагами, у них есть свои преимущества перед наждачкой, например, цветовая палитра или специальное покрытие, которое дает возможность по разному работать с материалом. И фиксатив для таких бумаг тоже не нужен.)
Ольга, спасибо огромное за Ваши статьи о материалах!
Пожалуйста! Рада, что статьи полезны.
Ольга, здравствуйте! Спасибо за Ваш блог Столько ценной информации! Хочу поделиться.. рисую пастелью совсем недавно. И в строительном магазине наткнулась на бумагу для защить пола во время ремонта floor cover paper. Она плотная, коричневая (но не супертемная), и гигантский рулон, то есть ты мало ограничен в размерах. И главное, дешевая) Более того, пастель на нее прекрасно ложится. У меня уже рисунка три на стене висят именно на ней))) Как вы относитесь к таким экспериментам? 🙂 И еще маленький вопрос, у меня сейчас набор 36 цветов koh i noor, квадратные целые, думаю купить набор половинок либо Sennilier 80 шт, либо Рембрандт 90, что из этого выбрать (В комментариях видела, что Вы рекомендуете первый вариант?). Ольга, еще раз спасибо!
Ольга, добрый вечер. Да, про бумагу интересно, любую поверхность нужно подбирать под себя. Для пробных работ все подойдет). В профессиональном мире часто следят за безкислотностью основы, чтобы не повредился красочный слой картины со временем. Поэтому так часто используют специальные бумаги или картон. По пастели: оба варианта по своему хороши. Sennelier — более мягкая и яркая, с сочными цветами и очень удобная из-за половинок. Рембрандт — более жесткая пастель, хороша для абразивных поверхностей и имеет более спокойную палитру. Но если нужно выбрать, то я бы взяла Sennelier, а Рембрандт добрала бы поштучно: серые, оливковые, темно-фиолетовые.
Ольга, спасибо за ценную информацию! Скоро пригодится 🙂 Хочу попробовать еще один материал для работы — ДВП толщиной 3 мм. Этот материал посоветовал один художник, выставлявший пастельные работы в ЦДХ. Перед началом работы по ДВП он проходил поверхность мелкой наждачкой, чтобы снять верхний лаковый слой. Что думаете про такой вариант? Не пробовали?
Сегодня был в «Красном карандаше», пересмотрел все виды бумаги и картона для пастели, но картона с покрытием не встречал. Может, проглядел 🙁
Сергей, можно и на ДВП рисовать пастелью, главное подготовить правильно поверхность и потом иметь возможность оформить под стекло. Пошкурить ДВП — это отличный вариант, но еще лучше поверх нанести пастельный грунт. Сейчас есть такие грунты на акриловой основе с порошком пемзы или гипсом у разных производителей. Потом можно рисовать.
Ольга, спасибо за совет! В очередной раз принял к сведению 🙂 Наверное, попробую, сначала, просто по ошкуренному оргалиту поработать — композиция и формат уже готовы. Следующую работу сделаю по вашей рекомендации — покрою оргалит грунтом для пастели. А вообще, просится совсем уж великолепный вариант — сначала оргалит пошкурить, а потом грунтом ))
Именно этот вариант я Вам и советую.) Пошкурить и потом нанести грунт. Единственный минус оргалита — это НЕ безкислотная основа и со временем это может влиять на пигменты пастели.
Вон оно как, «Михалыч»! Да-а-а, о химии основы я, как-то, не подумал… Ладно, еще раз спасибо за совет!
У нас обычно не сильно думают о качестве не основных материалов, но на самом деле, если говорить о мире профессиональном, то нужно учитывать даже без кислотную основу задников для картин. )) Дерево может содержать в себе смолы или некоторые основы — клей, которые плохо влияют на пигменты красок.
Ольга, добрый вечер! Извините за назойливость, не хотел бы вас отвлекать, но хочется прояснить вопрос с основой максимально чётко.
В Передвижнике (на сайте) нашел вот такой картон — «Картон грунтованный эмульсионным грунтом, двусторонний; в ассортименте» толщина 1,75 мм. Магазин позиционирует его и для пастели в т.ч. Стоит пробовать?
Там же, в «Передвижнике», грунты для пастели двух марок: Gold и Schmicke, что лучше, учитывая разницу в цене за одинаковый объем 0,5 л — 2580 и 1853 руб. соответственно.
Ну и по поводу фиксатива, пришел к выводу, что моя «Венеция». сделанная пастелью Gallery, пожухла (потеряла яркость цвета) из-за применения фиксатива (( Надо прекращать использование… наверное…
Пробовать нужно все, потому что у каждого художника складываются свои отношения с основой. Из описанных Вами грунтов, я предпочитаю Schmincke. Фиксативы я стараюсь совсем не использовать, некоторые художники работают с фиксативом в нижних слоях, а верхний оставляют как есть.
здравствуйте Ольга.откровенна скажу, не знал что на пастельном бумаге нужна нанести грунт. .скажите пожалуйста с грунтом цвет выглядит боле насыщенным?спасибо заранее. пастельная бумага у нас в Грузии только фабриано который не нравиться,как то глубокое полоса у него.часто рисую с другой с плоской стороны.наверно лучше выписать бумагу mi-teintes Touch.один рас рисовал на током,было приятно.ещё раз спасибо.
Давид, добрый вечер. Выбор бумаги зависит от вашего подхода к рисованию, если много мелких деталей и линий и небольшой формат работ, то зерно может мешать. Тогда можно взять более гладкую, но не глянцевую бумагу и загрунтовать ее пастельным грунтом или использовать уже готовые листы с абразивным покрытием, как Mi-Teintes Touch. Ну или работать на более спокойной по фактуре пастельной бумаге, как Вы и делаете.
Здравствуйте Ольга. У вас в центре статьи про пастельную бумагу есть текст, где купить Казахский диплом)) Меня это несколько удивило, вдруг вы не в курсе этой вставки, решила сообщить.
Спасибо большое за комментарий. Да, конечно, это спам. За ними не уследишь.)) Все поправлю.