Что у меня в коробке

Август 27, 2018

Первый вариант статьи я написала в 2012 году, за это время появилось много новых материалов, поэтому я решила внести некоторые изменения. Представляю вам обновленный вариант текста 2018 года. В него я внесла несколько марок, без которых не обходится сегодня моя работа и убрала те марки, которые не покупала ни разу за это время.

Три яруса счастья

Всю свою пастель я храню в специальных деревянных коробках. Основная рабочая коробка состоит из трех выдвижных ящиков, в каждом из них сорта пастели перемешаны между собой и разложены по цветовым гаммам.

Если вы собираетесь всерьез рисовать сухой пастелью, то одним набором вам не обойтись.
Я пользуюсь очень разными пастельными мелками. Они отличаются по свойствам, по качеству и по производителю.
Начну с самых любимых.

Schmincke – Германия

У этой марки отличная цветовая палитра, много приглушенных оттенков: серо-розовые, пыльные синие, интересные яркие цвета. Иногда не хватает темных тонов, но средние тона сложных оттенков ни с чем несравнимы!

Одна из самых мягких марок из всех мне знакомых, оставляет на бумаге бархатистый след, отлично перекрывается и позволяет нанести много слоев. Сцепление с бумагой превосходное.

Продается эта пастель в наборах и поштучно. Большой набор стоит дорого, да и все мелки не часто нужны, лучше подбирать свою гамму мелок за мелком, что я и делаю.

Про некоторые номера цветов этой марки, которые я использую часто в своих работах, можно почитать здесь.

Купить эту пастель в Москве можно, например, в Передвижнике.

Terry Ludwig – Америка

В последние несколько лет у меня все больше мелков этой марки в коробке.

Это семейное предприятие было основано в 1995 году. Пастель ручной работы, отличного качества. Роскошная цветовая гамма мелков.

Незаменимые глубокие темные цвета разных оттенков, разнообразные белые от холодно-бирюзовых до тепло-розовых. А ведь это так важно, когда два светлых мелка рядом имеют свой оттенок цвета и теплоту. Есть большой выбор приглушенных оттенков и красивых, насыщенных ярких цветов.

Пастель перекрывается и перекрывает слои многочисленное количество раз. Если уже ничего не ложится по какому-то слою, то пастель Terry Ludwig ляжет.

Удобные наборы. Если у меня кончаются светлые, или бирюзовые или серые, то я просто куплю набор у Terry Ludwig. Наборы созданы для много рисующих художников, у которых уже есть свои предпочтения в цвете, поэтому коробки собраны по сближенным гаммам, что очень удобно.

Пастель не дешевая, но она того стоит. Купить ее можно на Jackson’s art.

Unison Color – Англия

Эта пастель появилась в России не так давно, сейчас ее можно купить в Красном Карандаше, но еще недавно ее можно было заказать только на некоторых зарубежных сайтах.

Палитра отличная, как это обычно и бывает, если основатель – художник. У меня всегда есть в запасе серо-зеленые, оливковые, бирюзовые, серо-синие оттенки этой марки.

Качество пастели отличное – ручная работа. Она хорошо перекрывается следующими слоями, отлично держится на бумаге.

Продается в наборах и поштучно и бывает разного объема. Очень удобно покупать наборы половинок мелков, если вы только формируете палитру, но так же у Unison, есть большие палочки, в два раза больше стандартных, что удобно, когда часто используешь какой-то цвет. На фото как раз этот размер мелка.

Mount Vision -Америка

Отличное сочетание цены и качества. Пастель очень красивой гаммы и в интересных наборах. Один из моих любимых – “Thunderstorm”. У меня ни один мелок из этой коллекции не лежит без дела. Мелки выглядят как толстенькие бочёнки, хорошо сцепляются с поверхностью и перекрываются. Заказать их можно на Jackson’s.

Great American

Этой пастели у меня в палитре не много.

Очень красивые цвета, пастель мягкая, почти маслянистая, но иногда при моей многослойной работе ложится не так как нужно на некоторые слои и поверхности. В целом этого нюанса почти и не заметишь так как качество пастели отличное, но если выбирать между другими дорогими марками, то ей я предпочту Terry Ludwig, Schminke или Unison.

Daler Rowney – Англия


Artists’ soft pastel

Давно люблю эту пастель за ее гамму и качество. Пастель не самая мягкая, но и не твердая. Часто выручает, когда нужен компромисс между этими свойствами пастели. Удачные цвета в наборах, например, Cool Selection. Поштучно тоже пастель продается, но не в Москве.
Пастель очень приятная, чем-то можно сравнить с итальянской маркой Ferrario color, но качество мне нравится больше, да и гамма сложнее и разнообразнее. Отлично перекрывается и перекрывает и хорошо держится на бумаге.

Ferrario color – Италия


Pastelli per artisti

Очень полезная пастель, не слишком дорогая, и очень удобная в работе.
Рисую ей уже несколько лет. Мелки в меру мягкие, отлично сцепляются с бумагой.
У этой марки много буферных тонов, серо-розовые, серо-зеленые, оливковые, которые расходуются первыми. Из нее я делаю почти все первые проходы. Несложно найти в Москве.

Rembrandt – Голландия

Это пастель – палочка-выручалочка.
Мелки достаточно твердые, но при этом сцепление с бумагой превосходное. Ложится даже тогда, когда мягкая пастель уже не удерживается. Идеальна для доработок, для уточнения последних слоев, можно вывести тонкую и четкую линию, как карандашом. Она идеальна для рисования по наждачке и по твердым бумагам и даже по толстому слою гуаши.
Легко купить в Москве.

Про набор темных мелков этой марки я писала вот здесь.

Sennelier – Франция


Pastel A L’ecu

У меня есть коробка половинок (80 шт). Ее я советую покупать тем, кто еще только формирует свою палитру пастелиста. Гамма от ярких, до приглушенных, благородных тонов. Мелки очень мягкие. Есть также стандартные палочки, которые можно купить в розницу и очень большие мелки 11 см. в длину, диаметром в 2 раза толще обычных. Это очень удобно, когда много работаешь в одной гамме над большими форматами.
Очень приятная пастель, но на большое количество слоев ложится уже не очень хорошо, соскальзывает из-за мягкости. Но если ваша работа не слишком многослойна и вы используете качественную бумагу или бумагу с абразивным покрытием, то она вас не подведет.

Cretacolor – Австрия

Длинные квадратные палочки Cretacolor можно отнести к твердой пастели. Они хороши для завершающих штрихов и тонких линий. Я их использую редко, но в некоторых моментах они очень выручают.
Часто в моей коробке появлялись пастельные карандаши этой фирмы – белые, серые, коричневые.
Кстати, эта компания выпускает отличные графические наборы карандашей, точилок и ластиков в приятных для художественного глаза упаковках.

О других марках твердой пастели, таких как Lyra, Caran d’Ache я писала здесь.

Гамма – Россия

 


Artists’ soft pastels. Московская палитра

Эта пастель продается в небольших наборах. Мне интересны земляные и серые тона по 12 цветов, которые подходят для эскизов. Я покупаю эту пастель редко и, как правило, один набор годами расползается по всей моей коллекции. Мелки суховаты, но на наждачной бумаге могут дать интересные нюансы цвета. На обычной пастельной бумаге рисуют, но ничего особенного от них не ждите. Стоят, правда, очень недорого и вполне подходят для тех, кто пробует разные поверхности.

Подольская пастель – Россия


Закончить перечисление марок пастели, я хочу, написав о мелках, с которых все начиналось.

Подольская пастель для меня – это пастель-легенда. Набор такой пастели раньше был у каждого советского художника-графика, вот и у моего папы был небольшой.

Мои эксперименты с этой техникой начались именно с него. Я мешала эту пастель с акварелью и гуашью. Набор был маленький и, бывало, чтобы добиться нужного цвета, я растирала вместе от четырех до шести мелков.

Подольская пастель не плохая, со своим характером и колоритом, но сейчас в моей палитре ее почти не осталось. Иногда я с удовольствием пользуюсь подольскими соусами, которые хорошо смешиваются с пастелью и имеют отличный набор серо–бежевых оттенков.

Удачи всем в выборе материалов и, что более важно, хороших вам идей!

© Ольга Абрамова. Статья и фотографии подготовлены в августе 2012 года, обновлено в августе 2018

23 Комментариев

  1. thank you olga for the very informative review, especially for who is just starting with pastel. By the way Im a fan, I like your styles very simple. Can I make your work as my materials for my pastel study, thanks

    1. Thank you for the comment. I’m glad that the information is useful, even though it is in Russian))
      Drawing copies of my pictures is possible ONLY for personal use for study.
      Do not forget about copyright, if you paint a copy of my paintings, the signature should be pointed out that it is a copy of a painting by Olga Abramova.
      Thank you for understanding.

    1. Рада, что информация полезна. Скоро будет новая статья о мелках Schmincke и о моих любимых номерах!

  2. Ольга, здравствуйте! Проясните, пожалуйста, вот какой момент. Я несколько раз читала и слышала, что первые слои лучше делать более твердой пастелью, т.к. если сделать их мягкой, она быстро “забьет” бумагу и следующие слои уже наложить будет сложно или даже невозможно. А Шминке, насколько я понимаю, мягкая пастель, но, тем не менее, Вы начинаете с нее.

    1. Юлия, добрый день!
      Да, я предпочитаю все основные растушевки на бумаге начинать со Schmincke или других мягких марок пастели. Все зависит от бумаги, которую Вы используете, от толщины слоя, от нажима на бумагу, от размера картины. Eсли Вы наносите мягкую пастель толстым слоем и не растушевываете ее, то, возможно, следующие слои уже не лягут по ней. Основная задача – пробовать удобное количество пигмента. Если вы работаете с маленьким форматом, то слишком мягкая пастель в растушевках может помешать, если с большим, то мягкая – то, что нужно.

      1. Ольга, спасибо за ответ! Ясно, что все зависит от задачи:) А для Вас маленький и большой формат, это какие именно?

  3. Добрый день! Спасибо за обзор! С вами солидарен по поводу Шминке. Люблю очень и Сеннелье. Не совсем приспособилась к Рембранту. А какой вы пользуетесь бумагой? В ваших работах чувствуется многослойность, это случайно не пастельмат или пастель карт?

    1. Добрый день!
      Бумага у меня в основном Canson обычный и с абразивом, а так же грунтованный картон. На пастелмате почти не работаю, только пробовала, но это еще целая вселенная.

    1. Алла, да, конечно пользовалась. Советую ее ученикам, если нужен начальный набор, но нужно выбирать именно – Super Soft Toison d’or. Пастель мягкая, с насыщенными цветами и очень недорогая. Единственное, у этой марки не хватает в палитре сложных цветов, поэтому к такому набору нужно докупать цвета других марок. Статью, кстати, скоро буду переписывать, так как появилось много нового за последние годы.

  4. Спасибо огромное за обзор! Большой труд.
    Ольга, а что бы вы порекомендуете совсем новичкам, для попробовать? С одной стороны не думаю, что есть смысл брать сразу дорогие мелки, с другой – с плохими можешь и не почувствовать пастель. Кох и нор торсон?

    1. Ольга, здесь много вариантов. Например, Toison Dꞌor Extra Soft KOH-I-NOOR, именно супер мягкая, не менее 48 цветов в наборе. Но набор по цвету будет хромать, поэтому нужно что-то еще, можно докупить по отдельности мелки разных фирм по цвету компенсирующие набор. Хороший набор 80 половинок Sennelier, можно поискать пастель Renesans, можно купить нашу Подольскую пастель и к ней несколько мелков Schmincke для цвета и тона. В любом случае пробуйте разное, одного набора мало.

  5. И еще вопрос- а можно использовать пастель разных марок, смешивая между собой?

  6. Спасибо огромное за такой подробный обзор! Очень нравятся Ваши работы и Ваш стиль. А где найти такую коробку для пастели?)

    1. Раньше были в Красном Карандаше, сейчас много разных предложений. Я свою привезла из Мюнхена несколько лет назад, там местная фирма их выпускала.

  7. Здравствуйте, Ольга! Благодарю за вдохновляющую информацию. Подскажите, пожалуйста, где Вы приобретаете большую 11-смвую пастель Сенелье?

    1. У нас в России больших мелков нет. А эти я привезла из Европы, не помню точно откуда, видела ее еще в Париже в магазине Sennelier год назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Content is protected !!